Приятного
прочтения
КОМПЕТЕНТНОСТЬ И АНАЛИЗ КОМПЕТЕНЦИЙ
протестуют против использования термина "компетентность" и внедряют вместо него термин "способность" для обозначения вещей, которые люди в состоянии делать эффективно. Компетентность можно измерить через результат более объективно, чем попытки измерить личностные характеристики или личностные качества.
Методы анализа
Для проведения анализа компетентности необходимо получить ответы на следующие вопросы:
· Из чего состоит эта работа - что должен делать исполнитель (выражается как основные задачи или области основного результата)?
· Что является приемлемым стандартом эффективности работы для каждого элемента?
· Какие уровни знаний и навыков требуются для того, чтобы исполнитель был полностью компетентен в каждом элементе работы?
· Откуда исполнители и их менеджеры узнают, что требуемый уровень компетентности достигнут?
Наилучшим подходом будет собрать группу людей, работающих на схожих работах, и задать им три вопроса:
1 Как вы думаете, что важнее всего уметь в вашей (или схожей) работе?
2 Что люди делают, когда хорошо выполняют каждую часть своей роли?
3 Откуда вы знаете, что они работают хорошо?
Ответы, полученные на эти вопросы от группы, должны быть записаны на языке опрошенных и помещены на флипчарты. Следует применять правила проведения мозгового штурма: любая помощь принимается, принижать чужой вклад в дело не позволено никому.
Ответы, полученные в ходе мозгового штурма, обсуждаются группой и преобразовываются в список утверждений, гласящих:
Люди будут делать свою часть работы хорошо, когда они... Вместо многоточия подставляется то, что люди будут делать, что им надо для этого знать и как они это будут делать. Это похоже на определение компетентности, принятое в компании Glaxo Wellcome, которое гласит: "То, что ты делаешь, то, что ты знаешь, и то, как ты это делаешь для эффективного выполнения своей роли". Часть "как" в этом процессе, в интерпретации Glaxo Wellcome, касается поведения, однако она всегда поведенчески привязана к тому, что люди делают, чтобы добиться результатов в конкретных элементах или областях работы. Это никак не связано с обобщенными описаниями поведенческих характеристик или черт характера'.