Приятного
прочтения
КОМПЕТЕНТНОСТЬ И АНАЛИЗ КОМПЕТЕНЦИЙ
Компетентности связаны скорее с результатом, чем с работой, и скорее с итогом, чем с затратами. Некоторые люди используют то, что можно назвать "итоговой" моделью компетентности, основанной на предположении, что концепция компетентности имеет смысл только тогда, когда можно продемонстрировать, что компетентности были применены эффективно. Таким образом, это вопрос не наличия компетентностеи, а эффективного их использования.
Компетентности могут быть разделены на три уровня:
1 базовые компетентности - приложимы к организации в целом. Они касаются того, что организация должна уметь делать хорошо, чтобы преуспеть. Они могут включать в себя такие факторы, как ориентация на клиента, производство высококачественной продукции или высококачественное обслуживание, инновации, добавление стоимости за счет эффективного использования ресурсов и управления издержками (уход от ненужных затрат). Базовые компетентности могут быть связаны с рейтинговой шкалой поведенческих установок, измеряющей успех организации. Эта шкала была разработана Капланом и Нортоном(Kaplan and Norton 1992) и обсуждалась в главе 15.
2 общие компетентности - необходимые в группе схожих рабочих процессов - для бухгалтеров, системных аналитиков, лидеров групп и т. д. Они охватывают общие для этих должностей аспекты работы и определяют, какими навыками должны обладать все работники, чтобы достичь ожидаемых результатов.
3 специфические ролевые компетентности - относящиеся к одной конкретной роли. Они определяют специальные задачи, которые следует выполнить, а также могут, как и общие компетенции, относиться к ролям, имеющим между собой нечто общее.
Компетентности анализируются с помощью процесса, называемого функциональным анализом, который будет описан ниже.
Определение компетенции
Компетенцию иногда определяют как разновидность поведения, которая лежит в основе компетентной работы. Такие вещи зачастую называют поведенческими компетенциями, поскольку они должны описывать, как люди ведут себя, когда хорошо
выполняют свою работу.
Будучи определены как компетенции, эти типы поведения могут быть отнесены к следующим областям, используемых в аэропорту Манчестера для работы со старшими менеджерами:
- понимание того, что необходимо сделать - критическое мышление, стратегические способности, инновативность
ориентация на результат, убеждение, влияние - умение вести за собой людей - мотивация, навыки межличностного общения, забота об итогах, убеждение, влияние.