Приятного
прочтения
КОМПЕТЕНТНОСТЬ И АНАЛИЗ КОМПЕТЕНЦИЙ
Самое важное в этом подходе то, что люди привлекаются к написанию определений компетентности на своем собственном языке. Это означает, что определения будут приняты с гораздо большей вероятностью и использованы как основа для согласования рабочих целей и стандартов, определения доказательств проделанной работы, приложения к ним способов оценки эффективности работы и обзора эффективности работы путем обращения к целям и измерениям. Когда речь заходит о согласовании планов личного развития (см. главу 13), участие в процессе определения компетентности и знакомство с языком, используемым для описания компетентности, помогут людям определить потребности в обучении и записаться на программу обучения.
Функциональный анализ
Функциональный анализ - это метод, используемый для определения стандартов на базе компетентностей для National Vocational Qualifications. Метод начинается с описания ключевой цели работника на данном посту, а затем определяет основные исполняемые функции.
Между заданиями, то есть рабочей деятельностью, и функциями, то есть целями рабочей деятельности, существует определенная разница. Эта разница очень важна, поскольку анализ должен концентрироваться на итогах деятельности, чтобы затем установить ожидания в области эффективности работы по мере того, как требуемая информация будет определять стандарты компетентности.
Когда единицы и элементы компетентности будут определены, следующим вопросом будет: "Какие качества результатов, выраженные в критериях эффективности работы, оценивающий NVQ может использовать, чтобы судить, соответствует ли эффективность работы человека требуемым стандартам?"
Функциональный анализ направлен на определение стандартов NVQ путем создания определений единиц и элементов компетентности, критериев эффективности работы и критериев выполнения. Последние сопутствуют каждому элементу и отражают весь диапазон обстоятельств, в которых будет применяться компетентность. В некоторых организациях этот термин используется как более общий, обозначающий различные уровни компетентности, которые будут оцениваться (см. пример в Приложении С). Функциональный анализ не приведет непосредственно к созданию определений поведенческих измерений компетентности, особенно когда для всей профессиональной области требуются общие определения, - к примеру, для таких должностей, как менеджеры или лидеры групп.
Анализ компетентности в Southern Focus Trust
В 1998 году линейные менеджеры Southern Focus Trust (тогда называвшемся Portsmouth Housing Trust) выполнили общую программу анализа компетентности. Первым шагом было определить базовые компетентности компании, которые обеспечивают заботу в виде оказания услуг и помощи людям, имеющим проблемы с обучением, молодежи, бывшим правонарушителям и прочим нуждающимся в поддержке.
Из менеджеров, лидеров групп и работников службы поддержки, а также представителей профсоюза была создана рабочая группа, которая должна была определить базовые компетентности треста, используя для этого описанные выше техники. Перед группой стоял важный вопрос: "Что нужно нашему тресту уметь делать хорошо, чтобы добиться своей цели?". Совместно были согласованы следующие пункты: