Приятного

прочтения

МЕТОД ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПО ТИПУ 360 ГРАДУСОВ

Метод обратной связи по типу 360 градусов - это новейшая, а для многих и наиболее захватывающая разработка в области управления эффективностью работы. Во время исследования 1991 года этот метод вряд ли существовал, однако 11 процентов организаций, охваченных исследованием 1997 года, уже применяли этот метод в той или иной форме, а у нас создалось впечатление, что многие другие организации размышляют над его внедрением.

Эту главу мы начнем с определения метода обратной связи по типу 360 градусов и опишем его использование и действие. Затем мы обсудим его преимущества и недостатки, а также методы внедрения и, наконец, подведем итоги проведенного нами специального исследования.

Определение метода обратной связи по типу 360 градусов

Уорд (Ward, 1997) определяет метод обратной связи по типу 360 градусов как "систематический сбор данных о работе человека или группы и обратная связь по ним, на основе данных, получаемых от заинтересованных лиц". Данные, как правило, предоставляются в виде рейтингов по различным шкалам эффективности работы. Еще одним способом обращения к обратной связи по типу 360° будет многоисточнико-вая оценка или обратная связь от многих аналитиков.

В процессе обратной связи по типу 360° информация об эффективности работы отдельного сотрудника (как показано на рис. 20) генерируется на основе оценок руководителей, коллег и непосредственных подчиненных, а также внешних и внутренних клиентов оцениваемого.

Обратную связь следует расширить, чтобы включить в нее прочих заинтересованных лиц - внешних клиентов, клиентов или поставщиков (иногда это называется "обратной связью по типу 540 градусов"). Кроме того, могут использоваться процессы самооценки, в которых применяются для сравнения те же критерии, которыми пользуются прочие генераторы обратной связи.

Обратная связь может инициироваться исключительно коллегами (в условиях группы) либо же и коллегами, и лидерами группы. Кроме того, она может обретать вид половинной обратной связи или связи "снизу вверх", когда она генерируется подчиненными для менеджеров. Обратная связь может предлагаться напрямую работникам, или их менеджерам, или и тем, и другим. В качестве результата обратной связи сотрудник отдела HR или внешний консультант могут предоставить работнику консультацию эксперта или коучинг.

Области применения обратной связи по типу 360°

Способов использования обратной связи по типу 360° существует великое множество. Исследования, проведенные группой Ashridge Management Research Group (Handy et al., 1996), обнаружили, что, как правило, обратная связь по типу 360° используется как часть программы саморазвития или развития менеджмента. Сорок пять пользователей, попавших в поле зрения исследователей, оказались разбитыми на следующие группы:

Оглавление