Приятного

прочтения

УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ РАБОТЫ И РАЗВИТИЕ

- опору на данные, а не на допущения в ходе принятия решений - то, что специалисты по качеству называют "менеджментом, основанным на фактах"

- использование простых статистических инструментов, например, гистограмм, графиков Парето и причинно-следственных диаграмм для организации данных и создания умозаключений.

 

2          Экспериментировать, при этом находясь в постоянном поиске новых знаний и их проверке. Программы постоянного совершенствования - "kaizen" - являются важным признаком обучающейся организации.

3          Обучение на опыте - обучающаяся организация изучает свои успехи и неудачи, систематически их оценивает и фиксирует полученные уроки таким образом, который сотрудники считают открытым и доступным. Этот процесс был назван "принципом Сантаяны" - имелся в виду философ Джордж Сантаяна, которому принадлежит фраза: "Не помнящие прошлого обречены на его повторение".

4          Обучение на чужом опыте - иногда наиболее сильное понимание приходит в результате того, что организация вырывается за рамки, своего непосредственного окружения и обретает новые перспективы. Этот процесс называется SIS, то есть "бесстыжая кража идей" ("steal ideas shamelessly"). Есть еще одно, более приличное выражение - "эталонный тест", отработанный процесс определения наилучших организаций и анализ предела, до которого можно использовать то, что они делают, в собственной среде, совершив надлежащие модификации.

5          Быстрая и эффективная передача знания всей организации, для чего людям предоставляют возможность получить новый опыт, либо предлагают им образовательные и тренинговые программы, так или иначе явно связанные с применяемым знанием.

Как указал Буржойн (Burgoyne, 1994), обучающейся организации приходится учиться адаптироваться к своему контексту и развивать своих людей, чтобы этому контексту соответствовать.

Один из подходов, в защиту которого выступил Сенге (Senge, 1990), заключается в заострении внимания на коллективном решении проблем в рамках организации. Это достигается с помощью обучения группы и использования методологии "мягких систем", в соответствии с которой все возможные причины проблем учитываются для того, чтобы более точно определить, какие из них поддаются решению, а какие - нет.

Как подчеркивает Гаррисон (Harrison, 1997), в концепции обучающейся организации содержатся противоречия и неясности. Не совсем ясно, "что является или мо-

Оглавление